Российским создателям сайтов недостает цивилизованности
Цивилизованного веба в России нет и в ближайшее время не будет — такой вывод напрашивается из исследования, проведенного журналом «Интернет в цифрах» и проектом WebProfessionals.ru. Именно так считает большая часть участников рынка веб-разработок.
Кстати, предполагается, что сегодня на рынке веб-разработок действуют 4-7 тысяч веб-студий, агентств и т.п. Преимущественно это мелкие структуры, в которых работают до 5 человек. Также на рынке присутствуют десятки средних игроков с числом сотрудников свыше пяти человек и годовым оборотом около миллиона рублей. Есть на рынке и крупные игроки, но их единицы — не более 7 компаний. При этом оборот всего рынка оценивается в 270 млн долларов, что на 70% больше аналогичного показателя прошлого года. Впрочем, предполагается, что в действительности оборот рынка раза в три больше названной суммы.
В ходе исследования были опрошены 1486 веб-разработчиков и 553 представителя компаний-заказчиков. Главными целями исследования были названы определение степени цивилизованности данного рынка и поиск путей улучшения ситуации. То есть исследователи изначально не строили иллюзий относительно состояния российского рынка веб-разработок.
Полученные результаты оказались ожидаемыми. И самый главный из них — большинство участников рынка не считают его цивилизованным. Среди заказчиков такого мнения придерживаются 60% опрошенных, а среди разработчиков — 63%. Впрочем, следует отметить, что исследователи не задавали каких-либо критериев, то есть участники опроса отвечали на этот вопрос в меру своего понимания цивилизованности. Для себя исследователи отнесли к основным критериям цивилизованности такие понятия, как «прозрачность», «партнерство» и «качество исполнения». И соответственно не преминули узнать мнения респондентов относительно этих критериев.
Что касается прозрачности, то есть очевидности ценообразования, то рынок фактически полностью признан непрозрачным. Так посчитали 94% всех опрошенных. При этом 41% разработчиков отметили, что каждый заказчик меняет техническое задание на разработку сайта. Еще 37% указали, что так поступает каждый третий клиент. У 12% разработчиков такая ситуация складывается значительно реже — с каждым пятым заказчиком. А еще 9% похвастались, что в их практике такого не происходит.
Еще один вопрос прозрачности касался проблемы ценовых сговоров и конкурентности. 58% участников рынка признали, что рынок веб-разработок в России не конкурентный. Так, только каждый четвертый тендер или конкурс на разработку сайта считается честным, а спрос на «откаты» в четыре раза превышает предложение. При этом абсолютное большинство — 95% — призналось, что не понимает ценообразования. Не многим лучше мнение участников рынка о его профессионализме, под которым подразумевается высокая квалификация специалистов. Только 11,5% участников опроса посчитали, что рынок веб-разработок можно считать профессиональным.
Источник информации: БФМ