3D-фильмы вредны здоровью
Марк Пеши (Mark Pesce), разработчик компьютерных игр и один из создателей языка для моделирования виртуальной реальности VRML, хорошо представляет себе технологии, стоящие за 3D-фильмами. Стерео-телевидение, которое только-только проникает в повседневную жизнь, по сути своей мало отличается от 3D-кино. Однако, в отличие от кино, 3D-телевидение представляет большую опасность для здоровья человека, считает Марк.
Несколько дней назад я обнаружил в своём почтовом ящике странный пакет. Одна из сетей коммерческого телевидения уговорила моего почтальона доставить пару 3D-очков — очень старомодных, с отдельными красной и синей линзами. Мне понадобилось какое-то время, чтобы их собрать — и вуаля! У меня был такой вид, словно я только что вышел с показа «Твари из Чёрной лагуны» 1954 года.
Сейчас, когда «Аватар» Джеймса Кэмерона стал самым кассовым фильмом за всю историю, «трехмерка» вошла в моду. Самыми популярными новыми игрушками, представленными на последней выставке CES, были 3D-телевизоры, 3D-плееры и удобные 3D-очки для гостиной. Как минимум три американских кабельных сети пообещали 3D-вещание уже в этом году — для тех немногих, у кого имеются 3D-телевизоры. Каждый в индустрии потребительской электроники видит в этом Очередную Большую Штуку: теперь, когда все уже приобрели большие плоскоэкранные телевизоры, 3D — это следующий логический шаг, необходимая модернизация, которая позволит нам всем идти в ногу с прогрессом.
Киностудии тоже пристрастились к стереоэффекту. Совсем недавно Warner Brothers объявила, что два последних фильма о Гарри Поттере будут сниматься в 3D.
Что это, эпоха 3D? Возможно, так это и выглядит. Но нам всем лучше надеяться на то, что она окажется совсем иной. Дело в том, что 3D — штука вредная.
Как такое возможно? Разве реальный мир не является 3D? Да, реальный мир предметов определённо трёхмерен. Но на этом сходство и заканчивается. То, что вам показывают на киноэкране — а вскоре и по телевизору, — не настоящяя техмерность. В этом суть проблемы.
Для создания 3D-эффекта используется технология стереоэффекта — параллакс. На каждый глаз зрителя проецируется своя, чуть отличающаяся от другой, картинка, и благодаря этому отличию в его мозге формируется восприятие глубины. Звучит неплохо, пока вы не поймёте, насколько сложным в действительности является восприятие глубины у человека. Статья англоязычной «Википедии», посвящённая восприятию глубины (весьма достойная прочтения), содержит десяток оттенков глубины, которые мозг человека использует для определения расстояния до предмета. Параллакс — это один из таких оттенков. Поскольку разные кино- и телевизионные технологии используют лишь оттенки глубины, основанные на параллаксе, вашему мозгу по сути приходится игнорировать несколько других оттенков, в то время когда вы погружены в мир «Аватара». Вот почему «трехмерка» в фильмах кажется не совсем правильной. По сути вы сражаетесь с собственным мозгом, который немного сбивается с толку. Со временем ваш мозг просто начинает игнорировать остальные оттенки.
Вот она, проблема. Когда кино заканчивается, и вы снимаете очки, ваш мозг всё ещё продолжает игнорировать все эти оттенки восприятия глубины. Со временем он придёт в норму. У некоторых это происходит очень быстро. У других это может занять несколько часов. Такое состояние, известное как «бинокулярная дисфория» — это плата за обман мозга, который вы заставили поверить в иллюзию 3D. До тех пор, пока кто-то не придумает какой-то другой вид 3D-отображения (многие пытались, но ни у кого ничего путного не вышло), бинокулярная дисфория будет частью этого процесса.
Это не так уж и важно, если вы собираетесь смотреть фильм в кинотеатре (хотя это может привести впоследствии к нескольким «поцелуям» на автостоянке), но это очень важно, если вы будете подвергаться такому воздействию часами, каждый день, глядя в телевизор. Скорее всего, ваш мозг настолько запутается в оттенках глубины, что вы заработаете хроническую форму бинокулярной дисфории.
Видеоигры — одно из самых больших развлечений молодёжи. Дети могут играть в них ежедневно часами, и наши тестеры поняли, что дети — с их исключительно податливой нервной системой — потенциально могут получить необратимые повреждения, если будут постоянно и длительно подвержены воздействию системы, которая вызывала бинокулярную дисфорию у пользователей. А есть уверенность в том, что рекламируемое последнее время 3D-телевидение и анонсирумый многими компаниями выпуск 3D-телевизоров, не может повредить растущим умам, которые призвано просвещать.
Всё это продвигается без какой-либо мысли о потенциальных угрозах для здоровья, которые представляет продолжительное воздействие 3D. Ни один из производителей телевизоров не провёл ни одного испытания, касающегося здоровья и безопасности. Они, должно быть, думают, что если 3D достаточно безопасно для кино, то сгодится и для гостиной. Однако это не так. Несколько часов каждые несколько недель — это совсем не то, что несколько часов каждый день.
Произойдёт одно из двух: либо 3D-телевидение быстро и тихо исчезнет с рынка, из рекламы товаров и из планов вещания, либо нам вскоре предстоит крупнейший в истории процесс по групповому иску, когда миллионы детей по всему миру поймут, что их телевизоры навсегда повредили их восприятие глубины. Будем надеяться, что домашнее 3D умрёт тихой смертью.
Источник информации: ВебПланета